ЭКСПЕРТНЫЙ ОТДЕЛ
Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, подъемных механизмов, зданий и сооружений, применяемых на опасных производственных объектах, комплексное обследование крановых путей.
Услуги экспертного отдела:
- Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
- Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений опасных производственных объектов;
- Экспертиза промышленной безопасности проектной документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта;
Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) имеет целью определить соответствие объектов ЭПБ требованиям, которые предъявляются к ним нормативно-правовыми и техническими актами в сфере промышленной безопасности.
Проведение ЭПБ технических устройств, ЭПБ зданий и сооружений, а также других видов данной экспертизы регламентировано Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее – ФНП по ЭПБ). В документе подробно описаны порядок проведения ЭПБ, требования к экспертам, как составляется заключение ЭПБ и т.д.
Зачем и кому нужно проведение ЭПБ
Проведение экспертизы промышленной безопасности – обязательная процедура в соответствии со статьей 13 ФЗ №116, а также ФНП по ЭПБ, утвержденными в 2013 и обновленными в 2015-2016 гг. В частности, ФНП по ЭПБ определяют и подробно описывают, в какой момент нужно проводить экспертизу, в какие сроки, как оформлять заключение ЭПБ и т.д. Необходимость проведения ЭПБ также указана в ФНП по конкретным видам технических устройств (подъемные сооружения, оборудование под давлением и проч.). Важно понимать, что сведения о проведенных экспертизах промышленной безопасности входят в пакет документов на оформление (переоформление) лицензии на эксплуатацию ОПО, а также просматриваются инспекторами Ростехнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.
Как проводится экспертиза промбезопасности
ЭПБ проводит экспертная организация, которая имеет действующую лицензию Ростехнадзора и не аффилирована с владельцем ОПО. Порядок проведения экспертизы регламентирован ФНП по ЭПБ и состоит из 4-х этапов:
- Подготовка к проведению ЭПБ – на данном этапе экспертная организация запрашивает документацию на объект экспертизы (технические данные, акты, паспорта и руководства и т.д.)
- Собственно проведение ЭПБ – эксперты определяют полноту и достоверность информации об объекте экспертизы, проверяют его соответствие нормам и правилам промышленной безопасности. Как правило, этап сопровождается выездом эксперта к объекту ЭПБ. Особенно если речь идет о таких процедурах, как экспертиза промышленной безопасности технических устройствах, зданий и сооружений.
- Оформление заключения ЭПБ – на этапе составляется проект заключения экспертизы промышленной безопасности, который содержит результаты экспертизы, указание сроков дальнейшей безопасной эксплуатации объекта ЭПБ (применимо к зданиям, сооружениям и техническим устройствам) и информацию о соответствии или не соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Копия проекта заключения ЭПБ передается заказчику, который в течение 14 дней может направить экспертной организации свои замечания. Далее заключение ЭПБ печатается в двух экземплярах и подписывается руководителем экспертной организации с последующей передачей одного экземпляра заказчику.
4. Регистрация заключения ЭПБ в Ростехнадзоре – экспертный центр готовит и подает в территориальное управление Ростехнадзора (по месту осуществления деятельности заказчика ЭПБ) заявление на внесение сведений в реестр заключений ЭПБ и CD-диск с заключением ЭПБ. Ростехнадзор регистрирует заключение ЭПБ (присваивает ему индивидуальный номер) и выдает письмо о том, что данная экспертиза промышленной безопасности зарегистрирована в реестре заключений ЭПБ. После регистрации положительного заключения экспертизы промбезопасности можно продолжить эксплуатацию объекта.
ЛАБОРАТОРИЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ
Проведение контроля оборудования и материалов ультразвуковым, визуально-измерительными и неразрушающими методами.
Неразрушающий контроль — контроль, при котором не нарушается пригодность технических устройств, зданий и сооружений к применению и эксплуатации. Это один из важнейших элементов обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Неразрушающий контроль позволяет получить данные о скоростях деградации параметров, определяющих состояние объектов, а также обеспечить своевременность и качество выполнения работ по их обслуживанию и ремонту.
ООО «Промбезопасность» проводит контроль оборудования и материалов визуально-измерительными и неразрушающими методами при изготовлении, строительстве, монтаже, ремонте, реконструкции и техническом диагностировании строительных объектов (металлических конструкций, бетонных и железобетонных конструкций, каменных и армокаменных конструкций) и технических устройств (грузоподъемные сооружения, крановые пути).
Виды (методы) неразрушающего контроля
Ультразвуковой:
— Ультразвуковая дефектоскопия
— Ультразвуковая толщинометрия
Проникающими веществами:
— Капиллярный метод.
Визуально- измерительный метод.
Наименование оборудования (объектов):
— Объекты котлонадзора,
— Системы газоснабжения (газораспределения),
— Подъёмные сооружения,
— Оборудования нефтяной и газовой промышленности,
— Оборудование взрывопожароопасных и химически опасных производств,
— Объекты хранения и переработки зерна,
— Здания и сооружения (строительные объекты).
Разработка документов для эксплуатации ОПО
Специалисты ООО «СевОсПромЭкспертиза» помогут качественно и в срок разработать основные нормативно-технические документы, которые законодательно необходимы для эксплуатации опасных производственных объектов:
- Положение о производственном контроле (ПК) – нормативный документ, который устанавливает единые требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промбезопасности при обслуживании ОПО. Единое ППК составляется на все опасные производственные объекты, которые есть в организации. Об этом говорит ст. 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности…». В случае если ППК разрабатывается для ОПО 1-3 классов опасности, этот документ подлежит регистрации в органах Ростехнадзора.
- Положение о техническом расследовании причин инцидентов на ОПО (ПРИ) – обязательный нормативный документ, цель которого – закрепить порядок выяснения причин аварийных ситуаций на ОПО, определить формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов т.д. (статья 9.1 ФЗ №116). Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в документе, закреплен Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г. Согласно пункту 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…», Положение о расследовании инцидентов утверждается эксплуатирующей объект организацией.
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛЛПА), План локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПЛА) – обязательные нормативно-технические документы, которые разрабатываются для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Необходимость и порядок разработки Плана мероприятий определяются: Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…». Постановлением Правительства № 730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах». Приказом Ростехнадзора № 781 от 26.12.2012г. «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах».
- Отчет о производственном контроле.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представлять в территориальные органы Ростехнадзора Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности на предприятии за истекший год.
Так называемый отчет о производственном контроле (ПК) должны подавать владельцы всех ОПО I, II, III и IV классов опасности. Требования к форме представления Сведений о ПК и рекомендуемый образец отчета даны в приказе ФСЭТАН от 23 января 2014 г. № 25. Также справочные материалы по заполнению сведений, пример отчета о производственном контроле в печатном формате (таблица MS Excel) и в формате электронного XML-документа можно скачать на официальных сайтах управлений Ростехнадзора.
Штрафы за непредставление отчета о ПК За непредставление или несвоевременное представление отчета о производственном контроле до 1 апреля владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа на юридическое лицо в размере от 200 000 до 300 000 рублей, на должностное лицо – от 20 000 до 30 000 рублей. За непредставление сведений об организации и осуществлении производственного контроля повторно с учетом выявленных несоответствий организации привлекаются к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, которая предполагает штраф на юридическое лицо в размере от 3000 до 5000 рублей, на должностное лицо – от 300 до 500 рублей.